Оценка юзабилити. Подробное исследование юзабилити сайта

Подробное исследование юзабилити — достаточно дорогая услуга. Такое исследование проводят специалисты по созданию сайтов, причем среди них обязательно должны быть психологи, потому что восприятие веб-сайта посетителем — явление из области человеческой психики. Удобство работы с ресурсом проверяется с привлечением к его испытанию нескольких людей "со стороны", представляющих разные социальные слои, имеющих разное образование, разный возраст.

Конечно, при формировании списка участников исследования должны учитываться параметры потенциальной аудитории. Во время работы "испытуемых" с веб-сайтом за ними ведется наблюдение, по результатам решения поставленных задач проводится собеседование. Для наблюдения применяются специальные технические средства, позволяющие, например, следить за движениями глаз, записывая перемещение "фокуса внимания" посетителя по сайту (также записывается перемещение курсора мыши и другие действия посетителя).

Собрав подробную информацию, исследователи готовят для владельца подробный отчет о восприятии веб-ресурса посетителями, об основных трудностях и проблемах. В отчете, несомненно, должны содержаться подробные рекомендации по улучшению юзабилити — иначе нет смысла заказывать подобное исследование. Интересной особенностью реалий юзабилити является то, что подробные рекомендации по улучшению ресурса ("сделайте то и то") индивидуальны, то есть формируются под конкретный сайт. При продвижении сайта юзабилити также стоит не на последнем месте.

Эта особенность отражает "дизайнерские" корни "науки" по улучшению юзабилити. Скорее это искусство, а не наука, и поэтому нельзя предоставить четких алгоритмов улучшения юзабилити, где на вход подавался бы веб-сайт, а на выходе конденсировался список необходимых изменений, доводящих юзабилити до совершенства. Тем не менее можно обрисовать общие направления, которые помогут не сделать грубых ошибок при проектировании сайта. Эти советы, казалось бы, просты по своему содержанию, однако основная масса ошибок на действующих ресурсах объясняется тем, что разработчики не последовали даже таким простым советам.

Итак, советы по улучшению доступности веб-сайта для посетителей. Посетители давно привыкли к некоторым "шаблонам" (банальным решениям) в поведении сайтов. Можно рассуждать, хорошо это или плохо, но лучше потакать привычкам посетителей, использовать стереотипы. Например, посетители привыкли, что, щелкнув по логотипу (или основному визуалу) в "шапке" страницы, можно перейти на главную страницу; что ссылки в тексте оформляются подчеркиванием, а основное навигационное меню располагается либо вверху страницы, под "шапкой", либо в левой колонке, под той же "шапкой". Есть много других "шаблонов".

Источник: http://in-nn.ru/