Виды, марки, показатели качества топлива

Print PDF

Плотность топлива нужно знать для точного учета его расхода. Масса бензина (или другого нефтепродукта) равна произведению объема на плотность при температуре измерения. Поэтому выдача горючего в объемных единицах приводит к неправильному учету расходов. Плотность не постоянная величина, ее значение зависит от температуры (для одного и того же нефтепродукта). Стандартами предусматривается определение плотности при 20°С, и все расчеты по учету затрат топлив и масел ведутся именно по значению плотности при этой температуре. Плотность топлив определяют нефтеденсиметрами (ареометрами).
Плотность бензинов колеблется в широком диапазоне: от 720 до 780-790 кг/м3. Бензин одной марки и сорта (вида), например A-76-летний, не имеет постоянной плотности, разница ее значений может быть до 30 кг на 1 т при температуре 20°С. При получении предприятием партии топлива в документах должны стоять значения плотности и температура ее определения.
Если на АЗС температура топлива не выдерживается на одинаковом уровне, без колебаний, например, 20°С, то масса отпускного объема топлива не будет соответствовать массе того же объема бензина при 20°С. Так, при отпуске 40 л бензина при температуре 25°С "недодача" его может составлять 1,7-2,2 кг.
Фракционный состав определяется перегонкой на специальных стандартных приборах, при этом отмечают значения температур начала и конца кипения, а также значения температур выкипания отдельных фракций — от значения этих температур зависят легкость пуска и износ двигателя автобуса, образование паровых пробок, приемистость двигателя, обледенение карбюратора, полнота сгорания и расход топлива и масла, состав отработавших газов и некоторые другие эксплуатационные характеристики двигателя. При определении фракционного состава бензина, помимо определения температур выкипания вышеназванных фракций, определяют остаток после разгонки и потери.
Автомобильный транспорт на большей части территории нашей страны более 6 месяцев в году эксплуатируется при пониженных температурах воздуха, поэтому борьба с обледенением топлива весьма актуальна. С этой целью к бензинам добавляют антиобледеняющие присадки: поверхностно-активные вещества, низшие спирты, гликоли, эфиры, амиды и другие в количестве 1-3%; можно использовать присадку "Найк", которая обладает моющими и защитными свойствами (в количестве 0,02-0,4%).