Китай – союзник России в 21 веке.

Print PDF

Древнейшая цивилизация с неповторимым колоритом, самобытностью, с уникальными традициями и историей. Китай - это песочные холмы пустыни Гоби, снежные хребты Тибета, уникальная китайская медицина, буддийские храмы, чайные церемонии… Всем известны китайские товары, Великая китайская стена, а также проблемы перенаселения, жесткие ограничения на рождаемость. 

Однако малоизвестно, каких Китай достиг удивительных высот, раньше всех сделал удивительные открытия и насколько в действительности преуспевает сейчас. Как извлечь максимальную пользу из взаимовыгодного сотрудничества с этой удивительной и необъятной в своих достижениях страной, рассказывает создатель агентства международного маркетинга Aginma www.aginma.com Дмитрий Логунов. 

-Эта цивилизация существует уже 5 тысяч лет. Название страны переводится как «срединное государство». Китай – страна островов – их в нее входит более 5 тысяч. Население – свыше 1.5 млрд человек. Территория – 9 596 960 кв метров (уступает только США, Канаде и России). 

Первая рукописная книга
Первая рукописная книга Китая

Прежде чем говорить о том, насколько развит Китай сегодня, стоит вспомнить его историю. Еще с наидревнейших времен эта страна удивляла весь мир своими разнообразнейшими товарами, культурой, традициями, сооружениями. В древнем Китае были впервые изобретены бумага и книгопечатание (ксилография и наборный шрифт), компас и порох. Умельцы этой страны изобрели особые технологии в развитии механики, металлургии, астрономии, гидравлики, математики, мореплавании и ведении военных действий, сельском хозяйстве, в музыке и искусстве. Фарфор и шелк местного производства славились на всю Европу. 

Еще в 221 гг. до н. э. китайцы пользовались наипервейшими технологиями в металлургии. Сложная экономическая система «помогла» появиться бумажным деньгам во времена династии Сун (960—1279 гг.). Изобретение пороха (в X веке) дало жизнь горящему копью, наземным и морским минам, пищалям, пушечным ядрам, ракетам и даже реактивным снарядам. Механические часы были изготовлены здесь еще в 725 году нашей эры. Крупные механические кукольные театры, которые двигались с помощью водяного колеса, колесо со спицами – дело рук китайских мастеров. Китайцы бурили скважины, добывали природный газ, великолепно занимались земледелием. Местные моряки использовали навигационный компас и штурвал, поэтому мастерски управляли кораблями, и еще в XI веке они доплывали до Африки и Египта. Десятки тысяч томов рукописей в библиотеках, собственная газета «Столичный вестник» - такого не было нигде в мире. 

Император Чжу Ди
Император Чжу Ди

Это была мощная сверхдержава, у которой было все. И огромный интерес к новым открытиям и знаниям, стремление к сотрудничеству и торговым отношениям с миром. В итоге китайцы открыли мир таким, какой мы знаем сейчас, еще в 1421 году, стали первопроходцами в эпохе Великих открытий. Не Колумб был первым. Китайская флотилия еще за 70 лет до него пробороздила Мировой океан, по пути открывая новые материки, земли и острова. Предводительствовал флотом адмирал Чжэн Хэ. Флотилия была мощнее и больше, чем все флоты мира того времени. 

К началу XV века численность страны достигла 200 млн человек. В это время правил император Чжу Ди. В государстве была многомиллионная армия, вооруженная недоступным для других сверхоружием. Идеологии буддизма и конфуцианства отличались веротерпимостью. Благодаря созданию иероглифов свободно общались без знания устного языка и китайцы, и корейцы, и японцы. Эта цивилизация в отличие от Европы развивалась непрерывно. Китай во всем на сотни лет опережал остальные страны. 


Цель – глобализация

Чжу Ди хотел обрести для Китая всемирную славу. Свое правление он начал с решения внутренних проблем: увеличил на 1,5 тысячи километров Великую Китайскую стену, улучшил Китайский канал. Водный путь длиной 1800 километров связал Пекин и Шанхай. Была создана самая обширная энциклопедия в количестве 11000 томов. Затем в разных формах было устроено сотрудничество с ближними странами: Маньчжурией, Тибетом, Кореей, Японией, азиатскими странами. Китай предоставлял им торговые льготы, выделял займы для закупок шелка и фарфора собственного изготовления, сам закупал хлопок, сахарный тростник, ископаемых, семена, сельскохозяйственных животных. Это был комплекс экономических мер и торговых связей как альтернатива силе. Уважение к иностранцам было приоритетом для Китая. В Пекине обучались переводчики с двадцати языков. 

Китайцы знали, что земля – это шар определенных размеров. Определяли широту и долготу – это дал шестисотлетний опыт морского плавания. Император желал расширить знания о мире и поставил глобальные задачи: «плыть до края земли, включая в орбиту гармоничного мира, управляемого согласно законам Конфуция варварские страны». Это была невероятно сложная задача. 

Золотой имперский флот

Гигантский корабль китайского флота
Гигантский корабль китайского флота

Однако гигантский морской флот начал создаваться. Строительство велось в сухих доках длиной 400 метров. (Сами доки были созданы в 1050 году, в Европе же они появились лишь через 700 лет). На верфи работало 20000 человек. За два года уже было построено свыше 60 кораблей. Все было прекрасно организовано. Благодаря размерам и грандиозным тратам на строительство флот был прозван «золотым». 

Флот олицетворял собой достижения китайской цивилизации. В него входили 250 «плавучих сокровищниц», 400 военных кораблей, водовозов, ремонтных баз… Корабли шли под алыми парусами из красивого и практичного шелка. 

Размеры «плавучих сокровищниц» были потрясающими – 150 метров в длину и 40 метров в ширину. Строились они из трех слоев дерева и разделялись на 16 водонепроницаемых отсеков. На них было 10 мачт и десятиметровый руль. На борт можно было погрузить до двух тонн груза. Галеры Венеции были намного меньше и погрузить могли максимум тонн 50. Здесь было все для длительного плавания: дрессированные морские выдры для загона рыбы в сети, собаки, свежевыращенная соя для избежания цинги. 

Адмирал Чжэн Хэ
Адмирал Чжэн Хэ

Китайские корабли назывались джонками. Они были высокоманевренны и устойчивы. Это были огромные деревянные суда, имеющие девять мачт и внутренние переборки. Джонки по всем параметрам были больше и лучше судов да Гамы и Колумба. 

Флот имел возможность три месяца плыть в открытом море и преодолевать 10 тысяч километров. Численность экипажа составляла 28 тысяч человек. Ехали ученые, дипломаты, историки, геологи, астрономы, агрономы… Предводительствовал Золотым флотом великий деятель империи евнух Чжэн Хэ. Цель похода захватнической не была. Могущество Китая и так подчеркивалось такой армадой. Основной задачей дипломатия и повышение знаний. 

Открытие мира

Экспедиция началась в 1421 году. Флотилия проплыла более 50000 миль. В портах в ходе деловых встреч обсуждались торговые отношения. Китайцы предлагали белое золото Китая – фарфор. В обмен брали пряности и ладан, лошадей. Миссия в целом была успешной, каждое путешествие приносило новые взаимоотношения и товары. Всего Чжэн Хэ совершил семь путешествий за три года. Последние уцелевшие корабли приплыли домой в конце 1423 года. Однако записи, где были эти суда, почти полностью отсутствуют. 

Карта морских походов флота Китая
Карта морских походов флота Китая

Колумб, да Гама, Магеллан и Кук говорили, что они – первооткрыватели. Однако брали с собой копии китайских карт. Ведь адмиралы задолго до них открыли Южную и Северную Америки, Антарктиду и Гренландию, Австралию и Новую Зеландию, обогнули Сибирь, пересекли Тихий океан. 

Гевин Мензис в книге «1421: год, когда Китай открыл мир» поведал о подвиге китайских адмиралов. Он в течение 10 лет исследовал путь флотилии, и места остановок. 

В Китай была завезена кукуруза, которая стала основной пищевой культурой, как рис. В местных музеях портов, где возможно останавливались корабли, Мензис обнаружил явные свидетельства визита китайцев – даже картины, на которых изображена флотилия, якоря. Он выявил породы китайских кур по всей Земле. И гены в крови племен Америки и Австралии. Следы того, что китайцы были рядом с Сибирью, Мензис нашел в китайской книге тех времен: на ее страницах были изображены эскимосы и казаки. Он привел убедительные доказательства того, что в 1421-1423 годах китайцы открывали мир. 

Отказ от глобализации

Так почему же в Китае были уничтожены все документы о путешествии? Император объявил во всеуслышание, что других цивилизаций нет. И «Китай может производить все необходимые для жизни товары и продукты самостоятельно». 

Для такого решения были и реальные причины и просто поводы. Через пару месяцев после отплытия флота в Пекине начался пожар, который уничтожил весь город. Император расценил все как гнев неба и передал власть сыну. В 1424 году Чжу Ди умер, а его сын запретил строить новую флотилию, даже чертежи, отчеты и карты были сожжены. Отныне любые поездки за рубеж были под запретом. После смены династии Мин на династию Цин в 1644 году усилилась отделение от остального мира. 

Отказ от глобализации имел и серьезные основания. На Золотой флот было затрачено огромное количество денег. Вьетнам восстал и отделился от Китая. Потери судов и экипажа были огромны. Во всех открытых странах уровень производства был крайне низок. А земли хуже китайских, то есть никакого смысла создавать колонии. 

Китай опирался на сверхоружие, превосходил весь мир во всех отраслях на пару столетий, однако не собирался захватывать и конфисковывать – только торговать и взаимовыгодно сотрудничать, обмениваться знаниями. Этой стране не требовалось расширять географию Поднебесной. Уровень развития этой страны и ее превосходство доказаны. У этой страны и так было все. 

Китайский экспорт

Китай всегда экспортировал свои товары по всему миру. Хлопок, чай, шелк-сырец, изделия из него, фарфор китайского производства, железные и медные изделия были главнейшими предметами на экспорт еще в 6-11 веках. Вывоз этих товаров производился во все концы мира уже в 13 веке, благодаря включению Китая в систему монголо-татарских государств. В Китай стали приезжать узбекские, иранские, индийские, арабские купцы. 

С начала 16 века Китай стали посещать европейцы – вначале португальцы, через 100 лет – англичане, французы, голландцы, испанцы. К концу 18 века роль Китая в международной торговле резко возросла. Купцы продавали европейцам чай, шелк, фарфор, вместо бартера предпочитая серебро. 

Во вторую половину 16 века Китай впервые посетили русские. Российско-китайские отношения завязались еще благодаря Великому шелковому пути. Купцы предлагали на рынках Китая изделия из кожи, пушнину, скотину, лен, сукно. Рынки Китая были недалеко от границы, что экономило расходы на транспортировку товара. 

Император Александр III
Император Александр III
Министр финансов 1893г. С.Витте
Министр финансов 1893г. С.Витте

Однако до XIX века торговые отношения были малозначительными. Динамичными и насыщенными они стали с конца 1850-х годов. Две страны начали обсуждать пограничные вопросы. Благодаря тому, что Российская империя стремительно расширялась и осваивалась, возникла необходимость определения границы между странами. Были подписаны Договор «О русско-китайской границе» и Чугучакский Протокол, где она была зафиксирована. Благодаря сотрудничеству по пограничным вопросам расширились экономические связи. 

Российско-китайские отношения стали более активными в царствование императора Александра III (1880-е года), а после его смерти в 1893 году министра финансов России Сергея Витте (до 1903 года). Это были сторонники российско-китайского сближения. Благодаря инициативе С.Витте в 1895 году в Санкт-Петербурге был учрежден Русско-Китайский банк, и заключен Договор «О союзе и постройке Китайско-Восточной железной дороги» (КВЖД), в котором оговаривалось строительство железнодорожной ветки «Чита – Харбин (Китай) – Владивосток». Это был большой прорыв как в экономическом, так и в военно-стратегическом планах. 

Строительство КВЖД

История Маньчжурской железной дороги связана с Транссибом. Транссибирская железнодорожная магистраль – самая длинная железная дорога на планете (9 288,2 км). Она пересекает всю Россию, соединяя самые отдаленные районы. Транссиб соединяет Москву с Уралом и Владивостоком, все порты и жд пути со стороны Европы, с портами и жд выходами в Азию. 

Это было грандиозное строительство. Трасса прокладывалась в непроходимой тайге, пересекала реки, озера, болота и вечную мерзлоту. По быстроте сооружения (12 лет), по длине (7,5 тыс. км), объемам выполненных работ Великая Сибирская железная дорога не знает равных на всей планете. 

КВЖД строилась в 1897-1903 годах как южная ветка Транссиба. Это был кратчайший железнодорожный выход к Тихому океану. Трасса начиналась от станции Маньчжурия через Харбин и от него до Порт-Артура (Люйшунь) – 2527 км пути. Кстати, Харбин обязан своим рождением КВЖД. Он возник в 1898 году сначала как поселок Сунгари. 

Дорога заслужила мировое признание. Завершение сооружения КВЖД сразу же перевела Маньчжурию из отсталой в экономически развитую часть империи. За 7 лет ее население выросло с 8 до 15 млн человек. 

Акционерное Общество КВЖД создало еще и морской порт во Владивостоке и совершало рейсы в Китай, Корею и Японию. Через три года, в 1906 году Россия взяла в аренду китайские порт Люйшунь и Далянь (Порт-Артур и Дальний). Благодаря морскому и железнодорожному пути более активно развивался экспорт и импорт. 

В 1949 году, когда Китай стал Народной Республикой, сотрудничество двух стран развивалось очень эффективно. Этому способствовала дружба лидеров Сталина и Мао-Цзе-Дуна, которые создавали союз социалистических держав с аналогичной идеологией. Китай массово поставлял продукцию текстильной и легкой промышленности, цветные металлы. Советский Союз оказывал Китаю помощь в возведении крупных промышленных объектов, в подготовке специалистов для развития экономики. 

В 80-е года 20 века в Китае стартовали экономические реформы для построения рыночной системы с китайской спецификой. Благодаря этому курсу Китай занял те позиции, на которых находится в 21 веке. 

Морской путь

Морской путь
Морской путь

Взаимная торговля и бартер всегда были на пользу и России, и Китаю. Правительства двух стран всегда были заинтересованы в прочных и долговременных торговых отношениях. Теперь в арсенале есть России и морской путь из Китая в Европу. 

Северо-Восточный проход (Северный морской путь) впервые стал известен за границей в 1525 году благодаря русскому послу Дмитрию Герасимову. В XVI веке иностранцами были предприняты неудачные попытки пройти его. Освоение СМП началось лишь во второй половине ХIХ века. Для международного судоходства путь «открылся» в 1991 году. Сейчас СМП – единая транспортная коммуникация нашей страны. 

В прошлом году из-за раннего таяния льдов впервые появилась возможность доставлять грузы из Шанхая в Европу по новому пути на 14 дней быстрее, чем через Суэцкий канал. Длина пути – 15 000 км, что на 4444 км меньше, чем через Суэц. Китай считает Северный путь «наиболее экономичным решением» для морских перевозок товаров из Азии в Европу. Первый китайский корабль-контейнеровоз Yong Sheng летом 2013 года совершил путешествие по нему из порта Далянь в Роттердам. 

Поэтому России требуются инвестиции в навигационное оборудование, новые ледоколы, строительство наземных баз вдоль побережья Арктики. К 2015 году правительство выделит 22 млн евро на создание системы комплексной безопасности на трассах Северного морского пути, а также планирует запустить многоцелевую космическую систему наблюдения «Арктика». 

Китай же надеется на сотрудничество. Инвесторы уже согласны вложиться в строительство нового Архангельского торгового порта, в строительство железнодорожной магистрали Белкомур (Белое море - Коми - Урал). Путь из Сибири до Белого моря уменьшится на 800 км и ускорятся грузоперевозки в Европу. Порт соединит СМП с жд системой России. 

Министерство транспорта РФ прогнозирует в ближайшие года резкий рост грузопотока по Северному пути, с 1,8 млн тонн в 2013 году до 64 млн тонн к 2020 году. Согласно прогнозам китайцев, по маршруту может пойти 15% продукции местного производства на российский и европейский экспорт. 

Китай – наш союзник в 21 веке

III пленум ЦК КПК
III пленум ЦК КПК

Сегодня Китай активно стремится реформировать экономику. Это показали итоги третьего пленума Центрального комитета Коммунистической Партии Китая 18-го созыва. Он состоялся в Пекине в конце 2013 года. По принятому Постановлению опубликовано итоговое коммюнике, где есть важные положения. 

Теперь высокие требования для занятия предпринимательской деятельности будут уменьшены, в ускоренном темпе создаваться районы свободной торговли, увеличится открытость не только прибрежных, но и внутренних районов страны. 

В сентябре 2013 года в в Шанхае была открыта первая зона свободной торговли. В будущем такие зоны будут и в других регионах страны, причем как и в экономических районах (провинция Гуандун), но и во внутренних провинциях без выхода к морю (Шаньси). Будет уменьшены барьеры для предпринимателей, причем и для инвесторов из других стран. То есть «рынок должен распределять ресурсы», для этого нужна «единая открытая рыночная система с упорядоченной конкуренцией». Возможно, правительство достигло определенной модели развития рыночной капиталистической модели, сохранив при этом китайскую специфику. 

Кроме того, Уфа в 2015 году станет центром общения глав государств ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и БРИКС (аббревиатура заглавных букв пяти стран). Здесь пройдет саммит международного уровня. Членами шанхайской организации сотрудничества являются Россия и КНР, а также Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан. Организация создана в 1996-97 годах для укрепления взаимодоверия. 

Но цели ШОС намного шире. Это всячески поощряемое эффективное сотрудничество во всех сферах, в том числе торгово-экономической, энергетической, кредитно-финансовой, которые представляют общий интерес. Страны обязуются всесторонне содействовать экономическому росту, укрепляя его баланс, в регионах. Для этого используются совместно направленные действия, основанные на равноправном партнерстве. Выбор и координация подходов для лучшего интегрирования в мировую экономику. Основная цель - высокий уровень и лучшие условия жизни населения этих государств. 

БРИКС (англ. BRICS) – это группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилии, России, Индии, Китая, Южно-Африканской Республики. Она «родилась» по инициативе Президента России Владимира Путина в 2006 году. 

Эта аббревиатура созвучна с английским словом «bricks» - «кирпичи». Как фундамент здания строится из кирпичей, так и за счет роста этой группы стран будет «строиться» и улучшаться мировая экономика. Это новый экономический блок и торговая ассоциация, союз с растущей властью и геополитическим влиянием. Здесь есть все для занимания выгодных позиций. Богатство Бразилии – сельскохозяйственная продукция; России – минеральные ресурсы; в Индии дешёвые интеллектуальные ресурсы, в Китае – трудовые; в ЮАР – природные. 

Территория стран БРИКС - это 25 % мировой суши и 40 % населения, объединённый ВВП свыше 15 трлн долларов. Это самые большие и активно растущие рынки. Согласно мнению аналитиков, Китай и Индия будут глобальными поставщиками товаров и услуг, а Россия и Бразилия – поставщиками сырья: нефти и газа, железной руды и сои соответственно. Как партнеры БРИКС, Россия и Китай могут решать глобальные вопросы: реформировать мировую финансовую систему, защищать экономические интересы, обеспечивать продовольственную и энергетическую потребности мира. 

Поэтому у БРИКСа, а соответственно, и у нашей страны есть все шансы стать в XXI веке одним из самых влиятельных объединений в мировой экономике, с которым будут считаться при согласовании интересов, причем Запад в первую очередь. 

Сейчас, в ХХI веке, наша страна занимает 10 место в рейтинге 20 главных торговых партнеров Китая с 80 млрд долларов объемов внешней торговли. Ее основные конкуренты: США (для сравнения – свыше 470 млрд. долларов), Гонконг, Япония, Корея, Тайвань, Германия, Малайзия, Австралия и Бразилия. 

В целом, на поставку минерального топлива, нефти и нефтепродуктов в Китай пришлось более половины российского экспорта – 67,94% (страна занимает 3 место после Саудовской Аравии и Анголы). Второе место в российском экспорте занимает древесина, третье – поставки руд (железных, медных, никелевых и цинковых) на общую сумму 1 986,47 млн. долларов. Далее идут цветные металлы (медь, никель, алюминий), химическая продукция, неорганическая химия (каучук и резина, пластмасса), рыбы, моллюсков, ракообразных, удобрений, драгоценных и полудрагоценных камней, бумаги и целлюлозы, а также поставки машин и оборудования, хлебной продукции и угля. 

Еще две быстро растущие позиции заслуживают особого внимания – это поставки электроэнергии (за 2013 г. на сумму около 170 млн. долларов) и энергетического оборудования» - свыше 70 млн. долларов) и поставки черных металлов, которые увеличились до 242 тыс. тонн (+428,9%) на сумму свыше 100 млн. долларов. 

Как же так получается, что нас опережает даже Бразилия?! Ведь Россия наилучший партнер для Китая и не только в плане экспорта своей продукции. Исторически сложилось, что наша страна – посредник между Европой и Азией, Китаем и Европой. Это лучший продавец китайских товаров в Европу, именно через ее границы с минимальным количеством времени и средств они могут попасть в европейские страны. 

Чтобы улучшить ситуацию, надо увеличить экспорт в эту страну, обратив внимание на редкоземельные металлы, поставлять свои ресурсы в больших объемах, а китайские товары экспортировать по всем странам мира. Россия должна стать маркетинговым центром экспорта китайских товаров, курировать реализацию продукции этой страны по Европе-Азии-Африке. 

Такие интернет-ресурсы, как «Али-Баба», на котором предлагаются десятки тысяч товаров китайского производства, должны поддерживаться российским правительством. Кроме того, пользуясь тем, что в этой стране дешевая рабочая сила, нужно производить российский товар на китайских фабриках, создавать бренды своих компаний и далее экспортировать их в Европу и по всему миру. В данном случае такая продукция должна обкладываться минимальными податями на таможне. Расширяя связи с малым и средним бизнесом этой страны, одновременно провоцировать утечку интеллектуальной элиты в Россию для подъема нашей экономики. Здесь требуются именно высокоинтеллектуальные ресурсы, а не чернорабочие. 

Стратегия партнерства между двумя странами включает в себя согласованность их внешнеполитических приоритетных инициатив и создает взаимовыгодные экономические отношения. Без эксплуатации богатейших топливно-энергетических ресурсов России Китай не сохранит свою энергобезопасность, а нам выгодны китайские инвестиции для модернизации экономики. Это и будет настоящее экономическое партнерство. 

На сегодняшний день Россия может стать для Китая главным партнером в трех секторах: в экономике, в сырьевом секторе, и даже переустройстве мира. Нашей стране нужны союзники на востоке. И здесь нам близок Китай. Китай заинтересован нашими ресурсами, чтобы они текли в восточном направлении, а не в Европу. Китайцы понимают, что в борьбе за крупные мировые финансы одни не справятся. Главным союзником они видят Россию. 

С российской стороны нужна поэтапная маркетинговая политика. Мультилингвизация - ключ к ее суперэффективности. Для глобализации и стирания всевозможных границ нужно запускать этот процесс как можно быстрее. Китайские высококлассные специалисты смогут присутствовать в бизнес-командах. Мультилингвизация дает возможность новые рынки сбыта за границей и привлечения партнеров. Невероятные возможности мультилингвизационного маркетинга позволяют за короткое время получить десятикратное количество прибыли. Чтобы заявить о себе в зарубежном языковом пространстве, нужно перешагнуть языковой барьер. Для этого и нужна мультилингвизация. Возможности общения, внедрения инноваций на различных языковых рынках увеличиваются в сотни раз. 

Международные компании предлагают услуги распространения информации, но берут огромную плату. Я считаю, что необходимо разработать и внедрить собственный механизм распространения информации о товарах и услугах во все доступные языковые зоны – мультилингвизацию. Это доступный для каждого процесс. 

Изучение спроса на инновации, осуществление экспорта напрямую благодаря лингвистическому маркетинговому замеру обеспечат сохранение миллионов, которые не потратятся на открытие филиальной сети. Партнер-дистрибьютор поможет устранить возможные трудности. Компании смогут в любой стране привлечь клиента в сотни раз быстрее. 

Благодаря такому сервису, который предоставляет агентство международного маркетинга Aginma www.aginma.com, информация о продукции и услугах будет доступна и популярна в интернете и поисковых системах на 15 языках для сотни стран мира.