Условия, при которых дискриминация приносит монополисту наибольшие выгоды. Величина предельного общественного чистого продукта

Print PDF

Величина предельного общественного чистого продукта, создаваемого за счет фактически используемых в монополизированной отрасли ресурсов, в точности такая же, какой она была бы при условии существования барьеров  в отрасль. В действительности же в каком-то другом месте изымаются из использования ресурсы и передаются в данную отрасль. Эти избыточные ресурсы окажутся для отрасли бесполезными или же с их помощью произведут соответствующее количество новых ресурсов, заведомо ненужных.

Таким образом, величина дивиденда опустится ниже того уровня, на котором она сохранялась бы при условии ограничений на вхождение в отрасль; это сокращение дивиденда будет обусловлено разницей в производительности тех ресурсов, которые выгодно применять в монополизированной отрасли, и производительности ресурсов.

Приведенные рассуждения, разумеется, не доказывают, что ограничения на вхождение в отрасль, где утвердилась монополия, желательны с точки зрения общества, ведь вполне может случиться, что, свободное вхождение в отрасль вынудит монополиста изменить свою политику и вести себя так, как диктуют условия конкуренции. Наши рассуждения доказывают лишь, что ограничения на вступления в отрасль полезны в тех (возможно, исключительных) случаях, когда устранение данных ограничений не в состоянии сказаться на проводимой монополией политике цен. До сих пор мы исходили из того, что монополизация (поскольку она вообще наблюдается) приобретает простую форму, не предполагая ценовой дискриминации в отношении различных покупателей.

Теперь же необходимо отметить, что это не единственно возможная разновидность монополизации. Власть осуществлять дискриминацию иногда выступает вместе с монополистической властью; когда дело обстоит именно так, применение дискриминационных мер влечет за собой определенные последствия. Поэтому важно определить, при каких обстоятельствах и в какой мере монополисты в состоянии прибегать к дискриминации и пользоваться ее выгодами.

Условия, при которых дискриминация приносит монополисту наибольшие выгоды, складываются, когда цена спроса на любую единицу товара не зависит от продажной цены любой другой единицы этого товара. Это означает, что всякая единица товара не может заменить всякую другую единицу; тем самым можно сделать два вывода. Первое: невозможно какую-нибудь из единиц товара, проданную на одном рынке, передать на другой рынок. Второе: ни одну из единиц спроса, предъявляемого на одном рынке, нельзя перевести на другой рынок.

Первый вид трансфертов в пояснениях не нуждается, второй же — вещь довольно тонкая. О таком трансферте речь идет в тех случаях, когда, скажем, на перевозку угля, добываемого в пунктах А и Б, устанавливаются различные тарифные ставки, тогда в районе, где тарифы ниже, добыча угля возрастает, а значит, возрастает и спрос на перевозки, ущерб же терпит район, где тарифы выше. Чтобы сложились условия, в наибольшей степени благоприятствующие политике дискриминации, следует исключить вероятность трансфертов того и другого рода.

В реально существующей монополистической практике охарактеризованные выше возможности «переключения» спроса либо отсутствуют, либо наблюдаются в неодинаковой степени. Ниже приведен ряд соответствующих примеров. Единицы товара совершенно не поддаются перераспределению, если речь идет об услугах продавца его непосредственным клиентам: услугах врачей, адвокатов, учителей, дантистов, владельцев гостиниц и т. п.

Предложение врача о взимании с одних пациентов более низкой платы, чем с других, не может привести к тому, что пациенты одной группы станут посредником при предоставлении услуг, необходимых пациентам другой группы. Услуги, связанные с непосредственной обработкой товаров, предъявленных продавцу. Например, услуги по транспортировке различных изделий, также совершенно не поддаются перераспределению.